Здесь собраны часто звучащие вопросы, касающиеся тех или иных аспектов полиграфической технологии. Из того, что мы знаем ответы на эти вопросы и умеем избежать приведённых ниже ситуаций, вы можете сделать вывод, что в нашей типографии с вами такого не случится. Этот вывод правильный. 

 



• РАСТР + ПЛАШКА
 

Вопрос №1: Недавно мы заказали в типографии Х продукции, в оригинал-макете которой сочетались большие плашки и растровые изображения одним и тем же цветом. Мы получили продукцию, в которой растр в изображениях «заплыл» почти полностью. Типография отказалась принимать претензию, заявив, что всё дело в макете.

Затянуто

Вопрос №2: На нашем оригинал-макете для «пантонной» печати присутствовали большие плашки и на них текст вывороткой, достаточно тонкий, но вполне читаемый. При печати текст «заплыл», типография отказывается перепечатывать заказ, утверждая, что это бесполезно.

Несовмещение

Ответ: Действительно, при печати обоих заказов «как есть» проблемы неизбежны. Необходима дополнительная работа препресс-отдела и определенные изменения в параметрах заказа.

Дело в том, что при печати плашек в один цвет печатник естественным образом увеличивает давление, стремясь достичь максимально плотного и ровного изображения. При этом мелкие или тонкие выворотки, имеющиеся на этой плашке, неизбежно будут заплывать, в большей или меньшей степени. Это произойдет и с растром, если он находится на той же форме, что плашка. Другими словами, перед печатником, начинающим работу над таким заказом, неизбежно встанет дилемма: либо получить ровную и плотную плашку, смирившись с заплыванием растра и мелких вывороток, либо уделить основное внимание этим «проблемным» элементом, пожертвовав качеством плашки — она получится блёклая и неровная. Добиться одновременно и того, и другого невозможно.

Что делать? Необходимо увеличить цветность печати.

Мы рекомендуем печатать этот цвет не в один, а в два прогона. Причем первый прогон будет содержать 50%-ную растровую «подложку» под плашку (а также растровые изображения, если они есть), а второй — уже саму 100%-ную плашку (естественно, без растровых изображений). Такой вариант несколько дороже (два прогона вместо одного), но без этого, к сожалению, проблемы не решить.

Правы ли типографии, отказывающиеся удовлетворять претензии клиентов в подобных случаях? Вопрос непростой. Мы считаем, что хорошая типография не должна быть бездумным «принтером», механически печатающим посланное на него задание. У нас технологический анализ любого переданного в печать заказа — обязательное условие и неотъемлемая часть взаимодействия с заказчиком. С другой стороны, клиент, передающий в типографию готовый оригинал-макет заказа, должен понимать, что тем самым он принимает на себя значительную часть ответственности за конечный результат. Разрабатывать оригинал-макет полиграфической продукции должен дизайнер, разбирающийся в тонкостях печатного процесса, в противном случае он обманывает заказчика и сильно рискует.

 


• НЕКРАСИВЫЙ ГРАДИЕНТ 

Вопрос: Мы заказали папку с большим, на весь лист, «градиентом» синего цвета. На печати он получился грязным и неровным. Типография не признаёт свою вину.

градиент

Ответ: Градиентная заливка — краеугольный камень дизайнерских «изысков» многих верстальщиков-дилетантов и одновременно причина огромного количества проблем. Наш совет общего характера: избегайте градиентов всегда, когда это возможно. Это заезженный до банальности элемент дизайна не добавит вашей продукции ничего, кроме риска получить ее из печати в неприемлемом виде.

Кратко суть вопроса такова. Любые программы верстки и любые драйвера принтеров (а фотовыводные устройства тоже приближенно можно считать такими сложными большими принтерами) предполагают наличие 256 шагов от совершенно белого (0%) до самого темного оттенка цвета (100%). Это связано исключительно с математикой реализации отображения цвета в компьютере и не имеет никакого отношения к действительным возможностям офсетной печати, у которой между самым темным и самым светлым — всего лишь около 60 оттенков.

Таким образом, если ширина градиента в вашем макете, например, 30 см, на печати каждый отличимый от соседнего оттенок заливки будет иметь ширину приблизительно 5 мм. И это в случае, если ваш градиент имеет в граничных точках 0% и 100%. А если 25% и 75%? Тогда, очевидно, ширина полоски будет в два раза больше.

Отсюда следует, что даже при идеальной настройке печатной машины, офсетных формах высочайшего качества и блестяще отлаженном формном процессе на отпечатке вы увидите не мягкий и ровный градиент, а последовательность полосок — от темной до светлой. А если все вышеперечисленные факторы далеки до идеала? Тогда неизбежна «грязь», неровности, пятна и всё то, что превратит столь привлекательно выглядящий на мониторе градиент в нечто совершенно неудобоваримое.

Способы «спасти» подобный заказ существуют. Например, средствами программы для работы с изображениями можно добавить в градиент «шум» (noise), отвлекающий глаз от вышеупомянутых неровностей. Правда, тогда градиент будет выглядеть, скажем так, не совсем как градиент, и не всем такой вариант нравится. Как уже было сказано, правильней всего — вообще отказаться от больших градиентных заливок.

 


• НЕОДИНАКОВЫЕ «ОДИНАКОВЫЕ» ЭЛЕМЕНТЫ

Вопрос №1: Заказанная нами полноцветная брошюра имела большие фоновые заливки серо-зеленого цвета на каждой странице. При печати фоны многих страниц отличались друг от друга, иногда существенно.

разнооттеночность

Вопрос №2: Макет нашего полноцветного каталога включал в себя колонтитул - плашку темно-красного цвета. В отпечатанной брошюре колонтитулы были то темнее, то светлее.

Ответ: Подобное, к сожалению, случается достаточно часто. Мы не знаем, насколько сильная разнооттеночность была в вашем случае, но в той или иной степени это неизбежно.

Кстати, вы не задумывались, почему в серьезном журнале, как правило, не увидишь одинаковых фонов на каждой странице? Именно поэтому — просто дизайнеры, разрабатывающие макеты крупных изданий, люди опытные и на технологии печати, как говорится, «собаку съели».

Причина разнооттеночности — в том, что количество краски, подающееся на лист, зависит от характера печатаемого изображения. Скажем, если крупный элемент на конкретном листе содержит много голубой краски, то и все остальные объекты этого листа будут чуть более голубыми, чем в случае, если бы такого элемента не было.

В большинстве случаев мы этого не замечаем. Но вот если на соседних страницах есть крупные объекты одного цвета, мы сразу увидим разницу.

Представьте себе: на левой странице расположен слайд с морским видом (море и небо, сплошная голубизна), а на правой - только черный текст. Если обе наши страницы снабжены серо-зелеными фонами, даже самый лучший суперпечатник не сможет добиться, чтобы эти фоны были абсолютно одинаковыми. Особенно это касается таких «сложных» оттенков, как «серо-зеленый» или «грязно-розовый». Они, как правило, состоят из трех или даже четырех основных цветов, причем каждого из цветов немного (от 10 до 40%). Здесь даже отклонение на 2–3% будет очень бросаться в глаза.

Что можно сделать? Единственный способ — перевести фоны или постоянные элементы полосы в Pantone и ввести дополнительный цвет печати. Дорого? Да, возможно. Но только в этом случае можно гарантировать цветовой единство этих объектов на всех полосах.

 


• БУМАГА СТЕРПИТ НЕ ВСЁ 

Вопрос №1: Мы заказали буклет формата А3 с одним сгибом, причем по всему развороту шла единая темная плашка. Сгиб получился с ужасными белыми заломами, просто больно смотреть.

заломы

Вопрос №2: В прошлом году заказали квартальный календарь (к сожалению, не в вашей типографии). Подарили партнерам и клиентам. Уже в январе, приходя к ним в офисы, увидели, что вися на стенах, наши календари буквально сворачиваются в трубочку. Было очень стыдно перед партнерами и обидно за выброшенные деньги.

Ответ: Вы, наверное, удивлены, что на два столь разных вопроса мы собираемся дать один ответ? Но причина описанных неприятностей на самом деле одна. Всё дело… в волокнах.

Дело в том, что бумага является анизотропным материалом. Это означает, что ее свойства по разным направлениям (проще говоря, вдоль и поперек) различны. Связано это с тем, что бумажная масса (по-аглийски pulp; да-да, это та самая pulp, которая fiction) — волокнистый материал, и в процессе изготовления бумаги волокна стремятся расположиться продольно, вдоль направления намотки роля. Соответственно, в продольном направлении лист бумаги гораздо жестче, чем в поперечном. Именно жесткость бумаги или картона (в первом случае избыточная, во втором — недостаточная) повинна в проблемах, возникших у спрашивающих.

Отвечая на вопрос №1, нужно сказать следующее. Ваш буклет, скорее всего, печатался «четвертой долей». Это значит, что на большом листе бумаги, закупаемой типографией (размером 62х94 см или 70х100 мм) помещается четыре ваших буклета. При этом неважно, печатали ли его на машине формата А3+, как у нас (в этом случае бумага режется на четыре части), или, к примеру, на машине А2 (тогда бумагу режут пополам).Главное, что волокна большого листа расположены параллельно большему измерению, а значит,перпендикулярно линии сгиба вашего буклета. Отсюда и неизбежные заломы.

По поводу вопроса №2. Постер и рекламные поля вашего календаря были напечатаны «восьмой долей», то есть волокна располагались вертикально, а не горизонтально, как следовало бы. В вашем случае добавочная жесткость, которая могла бы предотвратить свертывание календаря «в трубочку», не была использована по назначению. Очень распространенная ошибка неопытных типографий. Или тех, которые стремятся сэкономить на всем (об этом несколько ниже).

Каковы пути решения этих проблем? Как в первом, так и во втором случаях — это правильный выбор бумаги и правильная раскладка тиража на лист. В нашей типографии технологический контроль при приеме заказа позволяет отследить случаи, когда расположение волокон имеет существенное значение, и обеспечить закупку бумаги другого формата (или с другим направлением волокон, бывает и такая бумага).

В случае же квартальных календарей — мы используем другую раскладку рекламных полей календаря на лист, чем многие типографии. Эта раскладка несколько менее экономична, чем стандартная, но зато она исключает возникновение подобных проблем, которые (хочу это подчеркнуть!) при стандартном подходе просто неизбежны. Неужели вы захотите сэкономить несколько процентов стоимости заказа, рискуя тем, что спустя короткое время подаренные вами календари потеряют товарный вид и неизбежно будут выброшены?

Не нашли ничего для себя подходящего?Позвоните нашему менеджеру, узнайте о специальных условиях+ 7 (812) 335-34-33Заказать обратный звонок